История храма

НАЧАЛО

 

Церковь с колокольней была построена в 1835 году. Строилась усилиями прихожан, была тёплая. Престол был в честь Казанской иконы Божией Матери. Причт при церкви, согласно указу Священного Синода №3 от 4 марта 1885, состоял из священника, диакона и псаломщика. Пахотной земли храму полагалось 33 десятины. При храме, на церковной земле, для причта были построены дома. Сохранилась опись церковного имущества от 1858 г. Библиотека, к примеру, состояла из 80 томов. В 1844 г. открыто земское народное училище, в том же году открыта школа грамотности.

О строительстве церкви старожилы рассказывают так: «Решили на селе церковь строить. Выбрали место. Везут мужики брёвна на телегах для будущей церкви, а лес возили из Екатериновки. Лес – 100-летний выдержки! Да и лопнула у телеги ось. «Здесь будем строить!» — сказали мужики, увидев в этом Божий знак».

Строили её жители двух сёл – Томылово и Губашево. Так и построили двухпрестольную. Томыловский престол – в честь Казанской иконы Божией Матери, а губашевский – в честь Архангела Михаила. В основу фундамента был положен золотой крест. Выкрашен храм был в голубой цвет. Церковь венчали два купола.

Звон томыловской колокольни слышался далеко. «Как начнут звонить колокола – на всю округу музыка. А звонили они и в праздники, и к обедне, и к вечерне. А когда случался пожар, то всё село об этом узнавала по звону одного большого колокола. А когда был буран – звонил маленький колокол, медленно. Люди помнят звонаря Кондулукова Алексея Фёдоровича, священников Избалыкова и Протасова», — вспоминают старожилы.

Церковь имела три входа. У главного входа были красивые ворота. Забор из красного кирпича, а по верху кованая решётка. Выложен забор был с пустотами в форме крестов. Внутри церковь поражала своей красотой. Было много икон, на потолках располагались изображения ангелов. Сельчане рассказывают, что рядом с церковью расположены две могилы. Одна – сына священника, погибшего в 1914 г. и награждённого за ратные подвиги золотым оружием и тремя крестами. На его могиле был памятник в форму пирамиды из гранита. Вторая могила – отца, умершего позже. Ни одна из могил не сохранилась до наших дней, но на месте погребения лежит большой природный камень. В селе было много верующих. Местные жителя говорят, что до революции те, кто год не причащался, внезапно умирал. И хоронили их не на кладбище, а за оградой.

 

ГОДЫ  БЕЗБОЖИЯ

 

Но с приходом октября 1917 года, вольнодумие и безверие, живущее в молодых умах, обрело безнаказанную необузданность. В 1937 г. церковь закрыли. Из храма вынесли иконы, их дальнейшая судьба не известна. Кресты с куполов сняли. Что только с храмом не делали потом! До войны туда сыпали зерно, затем там был оружейный склад. Одно время здание использовали под клуб, где показывали кино. Но, как утверждали очевидцы, во время демонстрации фильмов резко портилась погода, начинали сверкать молнии, будто бы сама природа противилась святотатству.

Страшным зрелищем было разрушение храма. Дрогнуло сердце сельчан, когда на землю с колокольни был сброшен большой колокол. Поднялось огромное облако пыли. Страшно закричали птицы, тревожно кружась над землёй, когда тракторы по бревнышку растаскивали храм. Это было в 1955 году. А уже в 1957 году на этом месте была построена школа, которая простояла вплоть до 1984 г.  С тех пор там остался один пустырь.

 

ВОЗРАЖДЕНИЕ

 

В 2007 году остро встал вопрос о том, можно ли допустить строительство частных жилых домов на пустыре (площади Шевцовой), там, где раньше стоял храм. Жители села через газету «Чапаевский рабочий» обратились к главе г.о. Чапаевск Малахову Н.П.    К большому удовлетворению сельчан Николай Перович откликнулся на боль жителей села и не только приостановил строительство домов, но и приехал в село, чтобы встретиться с народом. Шёл очень серьёзный разговор и о судьбе площади, и о жизни села в целом. Глава города внимательно выслушал людей, сказал своё мнение по этому злободневному вопросу, осмотрел землю, где планировалась постройка домов.

Так приняли решение о строительстве на этом месте новой церкви. На то было испрошено благословение Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия. Храм решили строить во имя Архистратига Божия Михаила. Хотя исторически вернее было поставить Казанскую церковь, но такой храм уже был в Чапаевске, потому и было принято решение освятить храм в честь второго престола разрушенной церкви.

Деньги начали собирать всем миром. Самый большой вклад в это дело внёс завод ЗАО «Химсинтез» и лично его ген директор Симдянов А.М. Произвели отвод земли, заложили фундамент и неторопясь начали возведение церкви.

Первым настоятелем храма в мае 2008 г. стал иерей Алексий Барсуков, клирик Храма в честь Иоанна-воина г. Самара. Начались регулярные молебны. Но в связи с образованием новых епархий на территории Самарской области и выделении их из состава Самарской епархии в марте 2012 года территория Чапаевска отошла в состав Кинельской епархии.  И отец Алексий, будучи клириком Самарской епархии, передал дела Благочинному Чапаевского округа иерею Андрею Кувшинову Некоторое время отец Андрей вёл дела прихода, пока Преосвященнейший Софроний, епископ Кинельский и Безенчукский не назначил нового настоятеля. В ноябре 2012 года им стал иеромонах Агафангел (Кобыленко), клирик Храма в честь Преподобного Сергия Радонежского г.о. Чапаевск. Но через некоторое время в апреле того же года, отец Агафангел освобождается от должности настоятеля, и его место занимает иерей Илья Степанов, перешедший в состав Кинельской епархии из Отрадненской епархии, который является настоятелем до сего дня.

21 ноября 2013 года состоялось важное событие — была отслужена первая Божественная Литургия, которую возглавил Управляющий Кинельской епархией — епископ Софроний.

14 сентября 2014 года, после практически столетнего молчания, в Томылово зазвучало Слово Божие для детей — открылась воскресная школа.

29 ноября 2015 года по окончании отделочных работ и установки иконостаса, Преосвященнейший Софроний, епископ Кинельский и Безенчукский, совершил чин Великого освящения храма и Божественную Литургию.

По материалам: Приложение к сборнику Постановлений и распоряжений по Самарской епархии о монастырях и церквях Самарской епархии 1899г.; газета «Чапаевский рабочи» № 127 (19298) — №128 (19299).)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *